Методические рекомендации по организации и проведению Всероссийского фестиваля музеев образовательных организаций «Без срока давности», проводимого в 2022 году

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Порядок организации и проведения в 2022 году Всероссийского фестиваля музеев образовательных организаций «Без срока давности» (далее — Фестиваль), порядок участия в Фестивале и определения победителей Фестиваля определяет положение о Фестивале, утвержденное приказом Минпросвещения России от 22 февраля 2022 г. № 90 (далее – Положение).

Учредителем Фестиваля выступает Министерство просвещения Российской Федерации (далее – Учредитель).

Фестиваль проводится Учредителем совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Федеральным оператором Фестиваля является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (далее – Оператор).

Информационно-методическое сопровождение организации и проведения Фестиваля осуществляется на официальном сайте Фестиваля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://ec.memory45.mpgu.su/ (далее – сайт Фестиваля).

ТЕМАТИКА ФЕСТИВАЛЯ

В конкурсных заявках участникам Фестиваля необходимо раскрыть посредством музейных средств (по выбору или комплексно) вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о жертвах военных преступлений нацистов и их пособников среди мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (далее – тематические направления).

Отражение событий Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., раскрывающих военные преступления нацистов и их пособников против мирного населения в истории субъекта Российской Федерации, города или иного населенного пункта

В экспозиции раскрываются факты целенаправленной организации массовой гибели мирного населения или причины полного (частичного) уничтожения жителей отдельных географических объектов, создания условий опосредованного физического уничтожения мирного населения.

Источники: личные вещи эпохи, изобразительные материалы (фотографии, кадры кинохроники, произведения живописи), архивные документы и документальные публикации, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма очевидцев и участников событий), публикации периодической печати.

Судьбы жителей оккупированных территорий – жертв геноцида, эвакуированных в тыл в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

В экспозиции раскрываются обстоятельства вынужденного перемещения пострадавших от геноцида по причине массового уничтожения, голода, условий угрозы жизни и т.п.; последствия перемещения (смерть, причинение непоправимого вреда здоровью, хронические заболевания, насильственное разделение семьи и т.п.); условия размещения, занятости, а также медицинской и социально-психологической реабилитации жертв геноцида.

Источники: личные вещи эпохи, изобразительные материалы (фотографии, кадры кинохроники, произведения живописи), архивные документы и документальные публикации, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма очевидцев и участников событий), публикации периодической печати.

Тема трагедии мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в источниках личного происхождения (воспоминания, дневники, письма) и на страницах периодической печати

В экспозиции раскрывается отражение трагедии мирного населения глазами участников и очевидцев событий. При построении экспозиций приветствуется использование вещевого материала (личные вещи, книги и др.). Следует активно привлекать воспоминания «Детей войны» и материалы семейных архивов (фотографии и письма).

Источники: изобразительные материалы (фотографии, копии документов), документальные публикации, источники личного происхождения (воспоминания и письма очевидцев и участников событий из семейных архивов), публикации периодической печати.

Тема трагедии мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в произведениях художественной литературы, а также музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства

В экспозиции раскрывается оценка военных преступлений нацистов и их пособников против мирного населения на примере комплексного анализа произведений художественной литературы. Дается характеристика использованных автором художественных приемов и методов. При оценке содержания произведения дается сопоставление с другими историческими источниками (архивными материалами и документальными публикациями).

Источники: произведения художественной литературы (например, А.М. Адамович «Хатынская повесть», «Я из огненной деревни», Е.А. Евтушенко «Бабий Яр», В.С. Гроссман «Жизнь и судьба», А.Н. Рыбаков «Тяжелый песок», М.А. Шолохов «Наука ненависти» и др.), документальной прозы (например, А.Л. Барто «Найти человека» и др.), музыкальных произведений (например, Д.Б. Кабалевский «Семья Тараса», Д.Д. Шостакович Симфонии № 7 и 13 и др.), кинофильмов (например, М.И. Ромм «Обыкновенный фашизм», А.А. Тарковский «Иваново детство», Э.Г. Климов «Иди и смотри» и др.), живописи (С.В. Герасимов «Мать партизана», Е.Е. Моисеенко «Этого забыть нельзя» и др.). Приветствуется использование произведений, созданных региональными художниками, писателями и т.п., а также публикаций в периодической печати (например, рецензии на книги, обзоры выставок и т.д.).

Деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций, а также участие молодежи в мероприятиях по сохранению памяти о жертвах военных преступлений нацистов и их пособников среди мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

В экспозиции раскрываются факты целенаправленной организации массовой гибели мирного населения, обнаруженные в результате работы поисковых отрядов и волонтерских организаций. Сообщаются результаты сопоставления выявленных данных с другими источниками для их обоснованного введения в научный оборот.

Источники: находки с мест поисковых работ, изобразительные материалы (фотографии, карты-схемы), архивные документы и документальные публикации, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма очевидцев и участников событий), публикации периодической печати.

Потери среди мирного населения на оккупированной территории, в том числе в результате войсковых операций, карательных репрессий, на принудительных работах в изгнании

В экспозиции раскрываются количественные и качественные показатели потерь среди мирного населения конкретного региона, географического пункта в сопоставлении с общегосударственными данными. Сообщается о последствиях данных военных преступлений для демографического, социально-экономического и духовно-культурного развития региона.

Источники: личные вещи эпохи, изобразительные материалы (фотографии, графики, таблицы, диаграммы), архивные документы и документальные публикации, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма очевидцев и участников событий), публикации периодической печати.

Работа следственных органов и военных трибуналов по раскрытию обстоятельств военных преступлений нацистов и их пособников против мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

В экспозиции раскрываются подготовка, ход, а также итоги расследований и судебных процессов по фактам гибели мирного населения от рук нацистов и их пособников с 1940-х гг. по настоящее время; отражение данных фактов в материалах международных судебных процессов (Нюрнбергский трибунал, Токийский процесс, Хабаровский процесс и др.), а также советских открытых судов (Великолукский, Ленинградский, Новгородский, Севастопольский, Харьковский и др. процессы); свидетельства очевидцев и освещение процессов в центральных и региональных средствах массовой информации.

Источники: личные вещи эпохи, изобразительные материалы (фотографии, кадры кинохроники, произведения изобразительного искусства), архивные документы и документальные публикации, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма очевидцев и участников событий), публикации периодической печати.

Преступления против детства в истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

В экспозиции раскрываются факты о насильственном изъятии детей из семьи; организации детских концентрационных лагерей; использовании детей для принудительного труда, сбора биологических материалов, медицинских и других экспериментов. Приводятся факты о массовой гибели детей в результате репрессий, голода и условий опосредованного физического уничтожения.

Источники: личные вещи эпохи, изобразительные материалы (фотографии, кадры кинохроники, произведения живописи), архивные документы и документальные публикации, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма очевидцев и участников событий), публикации периодической печати.

Помощь органов власти, учреждений, общественных организаций тыловых регионов пострадавшим жителям оккупированных территорий – жертвам геноцида

В экспозиции раскрываются нормативная база об оказании помощи пострадавшим жителям оккупированных территорий; структура и состав органов власти, учреждений и общественных организаций, оказывавших помощь; виды и объемы такой помощи.

 Источники: личные вещи эпохи, изобразительные материалы (фотографии, кадры кинохроники, произведения живописи), архивные документы и документальные публикации, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма очевидцев и участников событий), публикации периодической печати.

ЭТАПЫ ФЕСТИВАЛЯ

На I этапе Фестиваля образовательные организации представляют на конкурсный отбор, который проводится в субъектах Российской Федерации в заочной форме, концепции музейных экспозиций, посвященных сохранению исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны, установлению обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения, в следующих номинациях:

«Музей» – концепция создания (обновления) экспозиции музея, музейной комнаты и музейного зала в образовательной организации;

«Виртуальный музей» – концепция создания музейной экспозиции виртуального музейного контента для размещения на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при отсутствии или невозможности создания музейных экспозиций);

«Выставка» – концепция создания в образовательной организации музейной экспозиции, посвященной проблематике проекта «Без срока давности».

Концепция музейной экспозиции должна затрагивать все основные направления деятельности как музея, так и виртуального музея и выставки: от изучения исторических источников по теме до рассмотрения вариантов художественного проектирования. Концепция музейной экспозиции – базовый документ дальнейших преобразований, в ней обосновываются и озвучиваются цель и смысл музейной экспозиции. Частичное или полное обновление экспозиции также основывается на едином конкурсном документе ‒ концепции музейной экспозиции.

Процесс проектирования музейной экспозиции включает несколько этапов: научное проектирование с написанием научной концепции, художественное проектирование, создание тематико-экспозиционного плана, разработка расширенной тематической структуры, эскизный проект. Наиболее важным, базовым этапом является именно создание научной концепции, из которой логически вытекают все последующие стадии создания экспозиции.

Перед написанием научной концепции необходим сбор и глубокое изучение материала по теме проекта «Без срока давности». Исследовательская работа включает изучение научной литературы по всему периоду Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., архивных материалов, публикаций в периодической печати. Кроме письменных источников необходим анализ предметной основы будущей экспозиции, главной составляющей музея – музейного предмета.

Разработчики концепции музейной экспозиции должны сформулировать ведущую идею создания музея. Например, музей «Без срока давности» создается как первый музей проекта «Без срока давности» на базе общеобразовательной организации в субъекте Российской Федерации, который положит начало целенаправленной работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, направленному на сохранение исторической памяти о геноциде мирного населения СССР – жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны.

Особое значение при проектировании музейной экспозиции имеет первостепенность тематического раздела, посвященного федеральному проекту «Без срока давности». Для его формирования необходимо использовать материалы сайта данного проекта «безсрокадавности.рф»: https://xn--80aabgieomn8afgsnjq.xn--p1ai/

Разделы сайта «Исследования и публикации», «Направления проекта» «База архивных документов», «Виртуальные экскурсии», «Повышение исторической грамотности», «География проекта «Без срока давности», «Хабаровский процесс», «Территория геноцида» и др. могут послужить основой для создания главной экспозиции. Тематическая и идейная целостность всей музейной экспозиции обеспечивается за счет раскрытия объединяющей темы, сквозной для всего экспозиционного замысла.

Концепция музейной экспозиции должна сочетать в себе как научную достоверность, так и художественную выразительность, при этом создавать атмосферу присутствия, дизайн и техническое обеспечение экспозиции не должны преобладать над ее экспонатами.

Образовательная организация должна учесть в концепции предполагаемые разделы будущей музейной экспозиции. Например: Проект «Без срока давности» ‒ от Нюрнбергского до Хабаровского процесса; Регион в тылу; Ветераны живут среди нас; Зал памяти.

Посетители должны получать полное представление по всем тематическим разделам, а одиночный посетитель иметь возможность самостоятельно изучать и анализировать необходимую информацию. Концепция музейной экспозиции должна учитывать возможность приема экскурсионных групп.

Проект экспозиции должен учитывать возможность музейно-педагогической деятельности в самой экспозиции и (или) в помещениях интерактивных зон (проведение единичных и цикловых занятий как с организованными группами, так и с одиночными посетителями; создание и коммуникация профессиональных сообществ и досуговых объединений при музее).

По результатам конкурсного отбора концепций на I (региональном) этапе начинается II этап – создание (обновление) музейных экспозиций в образовательных организациях.

В результате проведения Фестиваля на базе образовательных организаций субъектов Российской Федерации будут впервые созданы музейные экспозиции, посвященные тематике проекта «Без срока давности». Прерогатива субъекта Российской Федерации, в частности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в осуществлении возможной поддержки создания (обновления) музейных экспозиций на базе тех образовательных организаций, концепция которых наиболее соответствует как тематике проекта «Без срока давности», так и региональным аспектам проекта. Виды поддержки могут варьироваться от создания информационного поля вокруг создания (обновления) музея, привлечения партнеров, инвесторов до грантовой поддержки образовательных организаций – победителей I (регионального) этапа.

II (региональный) этап завершается определением 3-х образовательных организаций, которые максимально реализовали свои концепции музейной экспозиции «Без срока давности» в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования. Победители II (регионального) этапа являются финалистами, участниками III (федерального) этапа Фестиваля.

Для участия в III этапе Фестиваля Координаторы формируют и через свои личные кабинеты, расположенные на сайте Фестиваля, направляют Оператору следующий пакет сопроводительных документов:

– конкурсная заявка на участие в III этапе Фестиваля (все поля в конкурсной заявке обязательны для заполнения; конкурсная заявка может быть заполнена от руки или с использованием технических средств);

–  концепция музейной экспозиции;

– согласие представителя участника Фестиваля (педагогического работника образовательной организации, представляющего музейную экспозицию образовательной организации) на обработку персональных данных (при необходимости фото- и видеосъемку, использование фото-видеоматериала, конкурсных материалов в некоммерческих целях);

– видеоролик-презентацию;

– паспорт музея (экспозиции/выставки).

Бланки и образцы сопроводительных документов размещаются на сайте Фестиваля.

КООРДИНАТОР ПРОЕКТА «БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ»
В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Координатор проекта «Без срока давности» в субъекте Российской Федерации (далее – Координатор) осуществляет следующие функции:

– оформляет и направляет в адрес Оператора согласие
на обработку своих персональных данных;

– координирует организацию и проведение I и II этапов Фестиваля среди музеев образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

– формирует состав рабочей группы по организации и проведению I и II (региональных) этапов Фестиваля, утверждаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования;

– формирует состав жюри I и II (региональных) этапов Фестиваля, утверждаемый рабочей группой по организации и проведению I и II (региональных) этапов Фестиваля;

– определяет сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещаются в открытом доступе данные о победителях I и II (региональных) этапов Фестиваля (по каждой
из 3 номинаций);

– размещает в личных кабинетах на сайте Фестиваля  образцы заявочной документации для участия в III (федеральном) этапе Фестиваля и согласия на обработку персональных данных его участников.

Заместитель Координатора – организатор регионального этапа Фестиваля – назначается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, из числа работников образовательных организаций, имеющих учёную степень доктора (кандидата) наук и (или) ведомственные награды федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (далее – Организатор).

Рабочая группа по организации и проведению I и II (региональных) этапов Фестиваля формируется из числа:

– педагогических работников образовательных организаций среднего и среднего профессионального образования, имеющих, как правило, государственные и (или) ведомственные почётные звания;

– педагогических работников общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, имеющих учёную степень доктора (кандидата) наук;

– работников федеральных и региональных музейных учреждений, имеющих опыт работы в соответствующей сфере не менее 5 лет и (или) ученую степень доктора (кандидата) наук;

– государственных гражданских служащих органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования.

Рабочая группа по организации и проведению I и II (региональных) этапов Фестиваля осуществляет следующие функции:

– утверждение положения о I и II (региональных) этапах Фестиваля;

– утверждение состава жюри I и II (региональных) этапов Фестиваля;

– проведение методических семинаров для членов жюри I и II (региональных) этапов Фестиваля;

– организационно-техническое сопровождение работы жюри I и II (региональных) этапов Фестиваля;

– подведение итогов I и II (региональных) этапов Фестиваля и награждение его победителей и призёров дипломами с логотипом Фестиваля и по возможности призами;

– привлечение партнёров Фестиваля и средств массовой информации;

– размещение информации об итогах проведения I и II (региональных) этапов Фестиваля на сайте органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования;

– подготовка отчёта о проведении I и II (региональных) этапов Фестиваля
в соответствии с предложенной формой.

Организатор, как представитель рабочей группы по организации и проведению I и II (региональных) этапов Фестиваля, знакомит членов жюри I и II (региональных) этапов Фестиваля с критериями и показателями оценки музейных экспозиций, обсуждает и согласует с ними подходы к оцениванию.

ЧЛЕНЫ ЖЮРИ ФЕСТИВАЛЯ

Члены жюри регионального этапа Фестиваля утверждаются рабочей группой по организации и проведению I и II (региональных) этапов Фестиваля из числа:

педагогических работников и руководителей образовательных организаций, имеющих стаж работы в соответствующей сфере не менее 5 лет и ведомственные награды федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

работников федеральных и региональных музейных учреждений, имеющих опыт работы в соответствующей сфере не менее 5 лет и (или) ученую степень доктора (кандидата) наук, и (или) имеющих ведомственные почётные звания.

Состав жюри III (федерального) этапа Фестиваля утверждается организационным комитетом Фестиваля из числа педагогических работников и руководителей образовательных организаций, а также работников федеральных и региональных музейных учреждений, имеющих опыт работы в соответствующей сфере не менее 5 лет и (или) ученую степень доктора (кандидата) наук, и (или) имеющих государственные и (или) ведомственные почётные звания.

Член жюри Фестиваля:

– знакомится с критериями оценки музейных экспозиций, установленными в Положении о Фестивале;

– оценивает отобранную методом случайной выборки (в рамках одной номинации) часть представленных на Фестиваль заявок в соответствии с утверждёнными критериями;

Каждую заявку на I‒III этапах Фестиваля оценивают не менее 2 членов жюри. В случае значительных расхождений в их оценках (более 5 баллов) заявка дополнительно рассматривается третьим членом жюри.

Протоколы заседаний жюри I и II этапов Фестиваля подписывают председатель жюри и организатор Фестиваля в субъекте Российской Федерации; протоколы заседаний жюри III (федерального) этапа Фестиваля – председатель жюри и не менее трех членов жюри III (федерального) этапа Фестиваля.

Итоговый балл за каждый исследовательский проект является средним арифметическим от баллов, выставленных оценивающими его членами жюри.

На всех этапах Фестиваля на основании полученных баллов составляется рейтинговый список участников Фестиваля по каждой номинации.

При оценке заявок рекомендуется учитывать следующие показатели:

Критерии оценки Показатели Баллы
Содержание экспозиции
1 Соответствие заявки выбранному тематическому направлению Полностью соответствует 3
Не соответствует 0
2 Соответствие содержания экспозиции заявленной теме

 

Содержание экспозиции полностью соответствует теме 3
Содержание экспозиции в целом соответствует теме, но имеет незначительные несоответствия 2
Содержание экспозиции фрагментарно соответствует теме 1
Содержание экспозиции не соответствует теме

 

0
3 Полнота раскрытия темы экспозиции При раскрытии темы в логичном единстве показаны причинно-следственные связи, основная идея экспозиции, отражен ее гражданско-патриотический замысел 3
При раскрытии темы показаны причинно-следственные связи, но основная идея отражена не выразительно 2
Тема раскрыта поверхностно. Основная идея не выражена. Причинно-следственные связи отсутствуют 1
Тема не раскрыта 0
4 Оригинальность авторского замысла Полностью оригинальная экспозиция 3
Экспозиция построена на основе имеющейся ранее практики, но с применением оригинальных решений 2
При построении экспозиции использованы типовые решения. Авторская позиции выражена слабо 1
5 Использование музейных предметов и средств музейного показа Тема раскрыта с использованием максимально репрезентативных музейных предметов (их копий). Сформированы экспозиционные комплексы 3
Музейные предметы (их копии) использованы в незначительном количестве 2
Использованы случайные музейные предметы, в основном копии 1
Музейные предметы в экспозиции отсутствуют 0
6 Привлечение дополнительных научных и художественных материалов и их корректное использование При построении экспозиции аргументированно использованы письменные источники, изобразительные материалы и данные историографии 3
При построении экспозиции фрагментарно использованы письменные источники, изобразительные материалы и данные историографии 2
При построении экспозиции письменные источники не использованы. Изобразительные материалы и данные историографии использованы эпизодически. 1
Дополнительные источники и литература не использованы или использованы не корректно 0
7 Наличие региональной специфики музейной экспозиции Федеральный и региональный содержательный компонент гармонично дополняют друг друга 3
Наблюдается дисбаланс в передаче федерального и регионального компонентов 2
При построении экспозиции использован только один из компонентов 1
8 Художественное и техническое оформление Рациональное использование экспозиционной площади; основательное

владение средствами музейного показа;

выразительное эстетическое решение;

наличие интерактивных элементов

3
Экспозиционная площадь в целом использована логично; применяются некоторые средства музейного показа;

решение музейной экспозиции в целом эстетически выразительно

2
Экспозиционная площадь использована не рационально; средства музейного показа и эстетическое решение маловыразительны 1
9 Учебно-воспитательный и просветительский потенциал Экспозиция создана и используется при активном участии учащихся. Экспозиция применима в учебном процессе и органично включена в культурное пространство региона 3
Экспозиция создана при участии учащихся, но не используется в учебном процессе. Связь с культурным пространством региона слабая 2
Экспозиция создана без участия учащихся. Связь с культурным пространством региона отсутствует 1
10 Соответствие экспозиции возрастной классификации информационной продукции 6+.

 

Полностью соответствует 3
Не соответствует 0

 

Приложение 1

Заявка на участие во Всероссийском фестивале музеев образовательных организаций «Без срока давности», проводимого в 2022 году

Наименование субъекта Российской Федерации
Полное название образовательной организации в соответствии с уставом
Индекс и почтовый адрес образовательной организации
Электронная почта образовательной организации
Телефон образовательной организации (с кодом населенного пункта)
Тематическое направление музейной экспозиции
Номинация
Ф. И. О. представителя образовательной организации, представляющего музейную экспозицию образовательной организации на Фестивале
Должность в образовательной организации
Электронная почта представителя образовательной организации, представляющего музейную экспозицию образовательной организации на Фестивале
Контактный телефон представителя образовательной организации, представляющего музейную экспозицию образовательной организации на Фестивале

 

Приложение 2

Образец паспорта школьного музея

№ свидетельства о регистрации музея (если имеется)
Наименование музея
Номинация
Тематическое направление
Полное название образовательной организации (в соответствии с уставом)
Субъект Российской Федерации
Адрес с индексом
Телефон с кодом
Электронная почта
Сайт школы
Сайт музея (или ссылка на страницу музея)
ФИО руководителя музея
Дата открытия музея
Планируемые образовательно-просветительские мероприятия
Краткая характеристика помещения
Тематическая структура композиции
Краткая характеристика основного фонда музея 1.

2.

3.

Основная документация по музею (например, приказ об открытии, план работы)

 

Комментарии к записи Методические рекомендации по организации и проведению Всероссийского фестиваля музеев образовательных организаций «Без срока давности», проводимого в 2022 году отключены